Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 15

Наказание ты моё!
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.01.2025, 03:38

Наказание ты мое!


Как родители наказывают ребенка? Некоторые предпочитают шлепать малыша по попе, ставить его в угол, ругать. Другие придерживаются философии лишений - отказывают в вечерних мультиках или в любви и общении. Когда взрослые пытаются поделить наказания на "хорошие" и "плохие", большинство из них склоняется к тому, что физические наказания - это очень плохо и что лучше объявить малышу бойкот...

На самом деле психологическая травма, которая наносится ребенку наказанием, определяется не формой вашего воздействия, а тем, что оно значит в контексте ваших отношений. Если малыш уверен в вашей любви и своей "правильности", то даже сильный шлепок, полученный от усталой и раздраженной мамы, не причинит ему серьезного вреда, поскольку имеет сиюминутное, эпизодическое значение. В то же время если вы придерживаетесь мнения, что наказание - это не ваш метод, но при этом подсознательно считаете ребенка неинтересным, слабым, недостойным внимания и любви, то через некоторое время у него сформируется твердое убеждение в том, что он плохой  и никому, кроме вас, не нужен. 


          Конечно, все это не значит, что шлепать полезно, а осуждать вредно. Главное, воспитывая ребенка, вы должны заботиться о том, чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были определенные ориентиры, а это зависит не от того, когда, как и за что вы его наказали, а от того, какой опыт он вынесет из отношений с вами.
В любом случае наказание - не лучший и не единственный выход из ситуации, но никакой катастрофой это не грозит, если не становится нормой взаимоотношений с ребенком. Гораздо больше вреда могут принести наказания, к которым родители прибегают сознательно, стремясь воспитать в ребенке те или иные качества. В этом случае взрослые чувствуют себя абсолютно правыми и искренне уверены в том, что если кому-то и нужно изменить поведение, то, конечно, ребенку.
          Довольно часто родители наказывают ребенка, стремясь, чтобы он не повторил свой проступок в дальнейшем. При этом их рассуждения вполне логичны: в сознании малыша плохой поступок свяжется с неприятными последствиями, и, чтобы избежать неприятностей, он будет вести себя как подобает. В этом рассуждении есть один недостаток: вряд ли вам удастся найти ребенка, который пришел в этот мир, чтобы сознательно всем навредить. Скорее всего он ведет себя так потому, что не совсем понимает, что можно, а чего нельзя, или не в состоянии выполнить ваши требования. А может быть, таким образом он хочет что-то сообщить вам, но вы не реагируете на его более "мирные" сигналы.
          Случается, что родители злятся на ни в чем не повинного малыша. Отчасти это объясняется тем, что ребенок может раздражать родителей не только, когда он в действительности провинился. Помните: если вы недовольны и злитесь на ребенка, это может происходить вовсе не потому, что он сделал что-то не так. Вы и ребенок - это два человека, и, если один злится на другого, это всегда вызвано чьей-то ошибкой. Возможно, что эта ошибка - ваша.
          После шести лет ребенок обретает возможность контролировать себя и останавливать свое "неправильное" поведение. Этот навык стоит поощрять и тренировать, постепенно передоверяя малышу контроль за совершаемыми им поступками. Для этого договаривайтесь с ним, спрашивайте, готов ли он сам со всем справиться, и не торопитесь нагружать слишком большой ответственностью. Помните, что полностью отвечать за свои поступки он сможет только в 18-20 лет, а сейчас ваша задача помочь ему научиться это делать, а не требовать, чтобы он вел себя как взрослый. Не забывайте, что самым сильным оружием по-прежнему остаются разумные ограничения, о которых можно договориться с ребенком, учитывая его возможности и желания.

Когда вы видите, что малыш переживает по поводу совершенного, не стоит усугублять эти чувства. Лучше попробуйте поддержать его. Если ошибка действительно была совершена, не надо убеждать ребенка, что все в порядке, и он поступил правильно. Главное, чтобы он понял, что дело более-менее поправимо, что он - человек, который может ошибиться, но в причинах этого нужно разобраться и в следующий раз сделать по-другому. Осознав это, малыш быстрее научится относиться к себе и своему поведению критически и адекватно.


(По материалам статьи Марии Андреевой из журнала «Счастливые родители»).




 

МБОУ СШ №15 © 2025
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?