Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков:
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
много шутит на тему самоубийства;
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки. Подросток может:
раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
в еде - есть слишком мало или слишком много;
во сне - спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде - стать неряшливым;
в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
предпринимал раньше попытки суицида;
имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству,
следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Как с ним надо разговаривать
Если вы слышите…
Обязательно скажите
Не говорите
«Ненавижу школу»
Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?
Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто лентяй!
Все кажется таким безнадежным… Что толку?..
Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь
Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе
Всем было бы лучше без меня
Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит
Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом
Вы меня не понимаете!
Скажи мне, как ты себя чувствуешь: действительно хочу это знать
Кто же может понять подростка в наши дни?
Я совершил скверный поступок
Давай сядем и поговорим об этом
Что посеешь, то и пожнешь
Что если у меня не получится
Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное
Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!
Необходимо при этом:
отнестись серьезно ко всем угрозам; пусть специалист решает, не проделки ли это;
говорить открыто и прямо; дать своему собеседнику почувствовать, что вам не все равно;
слушать с чувством искренности и понимания;
отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем;
прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки человеку, нуждающемуся в помощи; заключить «соглашение о несовершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка или подростка не причинять себе боль никоим образом;
подумать, кто может помочь ребенку: пригласить родителей, школьного воспитателя или психолога, человека, которому ребенок доверяет; пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка (подростка) из кризисного состояния; доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу; остаться с ребенком (подростком); если надо уйти, оставить его на попечении взрослого;
установить, насколько данная ситуация стала кризисной и суицидоопасной; выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сорванной моральной мотивации», выступающие в качестве антисуицидальных факторов. Таковыми могут быть чувство долга и ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, поддержать собственный престиж и т.д.
Чего делать не надо:
не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить»; не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство;
не пытаться применять прямо противоречивые психологические приемы на ребенке (подростке), помышляющем о самоубийстве; не оставлять там, где находится подросток, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно; не пытаться выступить в роли судьи; не думать, что ребенок ищет только внимания; не оставлять его одного; не держать в секрете того, о чем вы думаете; обратиться за помощью к более квалифицированному специалисту.