Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 15

Роль семьи в формировании личности и воспитании нравственных привычек и культуры поведения
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.05.2024, 10:24

Роль семьи в формировании личности и  воспитании нравственных  привычек и культуры

    Уважаемые родители, мы  хотим поговорить  о  детях,  о том, какую роль в их воспитании
 играют семья и школа, так как семья и школа − это два социальных института, от 
 согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
 Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и
 социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как: союзники,
 делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
 Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе,
 когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и
 поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у
 ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.Школа ставит перед
 собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь
 родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет
 конкурировать с семьей.Именно семья является самым мощным средством в формировании
 личности ребенка.


Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых − отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка − чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
любовь умиления
любовь деспотическая
любовь откупа.
Любовь умиления − самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. 
У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете. Вторая разновидность неразумной родительской любви деспотическая любовь. Эта форма − одна из причин того, что у ребенка с  малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться. Своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь − такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.Третья разновидность неразумной родительской любви − любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то Совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей; Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он − баловень семьи, а затем нередко − деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он − «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Воспитание детей - это отдача особых сил, сил  духовных.  Человека  мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери  к  отцу,  любовью  отца  и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека.  Прекрасные
дети вырастают в тех семьях, где мать и отец  по-настоящему  любят  друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Каждый ребенок сегодня, как и вчера, по сути, неповторим и уникален. Он одаренный и талантливый. В силу выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижениях, творческого или продуктивного мышления, общении и лидерстве, художественной и двигательной деятельности. 


Это расценивается как само собой разумеющееся. И все же раскрыть и сохранить природные задатки – наша первоочередная задача. Как бы в суете сует не забыть о ней.
Как не забыть и о том, что наряду с «успешными» в нашей школе учатся и ни в чем не блистающие – скромно получают свои «хорошо» и «удовлетворительно», но по-своему благодарные ученики за теплоту и заботу, которыми их одарили и учитель, и родители.
В  младшем школьном  возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Младшему школьнику свойственны первые проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.
Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.. Разрозненные усилия учителей  и  родителей не дадут ощутимых результатов. Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность, аккуратность не обязательны.
Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьном буфете, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью. Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Дети из семей с недостаточным культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школе, могут и сами стать проводниками культурного поведения дома.
Поскольку учитель начальных классов стоит у самого начала этой работы,  поэтому  он  тщательно  продумывает  и представляет себе весь круг тех знаний, которые должны усвоить дети. Прежде всего, это знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурной речью, с поведением на улице, в гостях и в общественных местах. Работа по этим темам охватывает основные стороны жизни младшего школьника.
Культура начинается с умывания лица. Трудно представить себе культурного человека грязным и неряшливым. Поэтому детей важно научить и приучить к выполнению многих гигиенических навыков: умению быть аккуратным и опрятным, красиво носить свою одежду, приучиться правильно и красиво держаться, ходить.
 Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.
Учащиеся 1-3-х классов не могут сразу усвоить такие общие требования, как «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребенок должен сначала узнать, что значит быть вежливым и как надо поступать в целом ряде конкретных случаев. Так, правило «будь вежлив», прежде следует расчленить для младшего школьника на многие отдельные правила: обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступай им место; не забывай при просьбах говорить «пожалуйста», благодарить за услугу, говорить «спасибо» и т. д.


    Младшие школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и
 забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует
 обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки
 будет намного сложнее.Воспитанием культуры поведения необходимо заниматься систематически
 и планомерно, представляя себе содержание и последовательность работы от 1-го до 11-го
 класса. Приучение школьников к нравственному поведению от случая к случаю не дает
 устойчивых результатов.
 В результате систематического выполнения определенных правил
 постепенно вырабатываются навыки и привычки культурного поведения. Эти привычки при
 дальнейшем своем развитии становятся качествами личности. Как часто мы сталкиваемся с
 одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные
 советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь
 причина?
 Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем
 мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как
 бы мы ни старались это скрыть.
 
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Вы посмотрите на моих детей…
Моя былая свежесть в них жива.
В них оправданье старости моей.
                                                   Юрий  Рюриков.

 Наши дети – самые строгие судьи, наши учителя. К чему они призывают нас? Видеть в каждом ребенке человека, относиться к нему с уважением, без этого не будет взаимного воспитания.
Когда вы приучаете сына говорить «спасибо» и «пожалуйста», вы и сами становитесь предупредительнее друг к другу. И это не просто вежливость, это и внутренняя уважительность.
Вместе с интересами детей растут и ваши. Сын спрашивает о чем-то, чего вы не знаете, вы читаете об этом, узнаете новое. Растет чувство долга − вы все время думаете, что надо делать для детей и как это делать лучше. Вы внимательнее следите, чтобы в доме не было неряшливости. Раньше вы сами не были большими любителями порядка, а теперь − вместе с детьми − приучаетесь к нему.

Дети – наши стихийные, скрытые воспитатели. Одним своим появлением на свет они рожают в нас новые диапазоны души: свойства попечителя, радетеля за других – родителя. Они надстраивают новые этажи в нашей психике, открывают нам новый материк чувств – родительскую любовь.                                                                                                                                                
                                                                                             Юрий  Рюриков
Дети настраиваются на ваше мироощущение, вы становитесь эмоциональнее, даже восторженнее. Вы растете вместе с ребенком, смотрите его глазами, на мир и он  становится интереснее.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
 
 Хотелось бы закончить своё  выступление стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь,
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же − никогда.
Тот лучший проповедник −
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии −
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
 
Памятка для  родителей  по  воспитанию  культуры  поведения  у детей.

- Не  демонстрируйте  своему  ребёнку  показную  вежливость  и чуткость.
- Очень скоро  он  начнёт  вам  подрожать  и  поступать  так  в  первую очередь  по  отношению  к  вам  самим.
- Не  грубите  и  не  сквернословьте  сами. Ваша  привычка  станет  привычкой  вашего  ребёнка.
- Не  говорите  о  чужих  людях  плохо  и  неуважительно.  Если  вы  покажите  в  этом  пример  своему  ребёнку, ждите, что  очень  скоро    он  скажет  тоже  самое о вас.
- Будьте  тактичны  по  отношению  к  другим  людям. Это  урок  вашему ребёнку  добра  и  человечности.
- Не  бойтесь  извиниться  перед  кем-то  в  присутствии  своего  ребёнка. В  этот  момент  вы  ничего  не  теряете, лишь  приобретаете    уважение своего ребёнка.
- Проявляйте  благородство  даже  тогда,  когда  вам  очень  не  хочется  его  проявлять, учите  этому  качеству  своего  ребёнка.
- Помните,  что  поведение - это  зеркало, в котором  отражается истинный  облик  каждого!

МБОУ СШ №15 © 2024
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?